Главная  |   Учёба  |   Работа  |   Досуг

БИБЛИОТЕКА «ТЕПЛОПУНКТА»

О. Н. Устьянцева
(ГУП «Тест-Санкт-Петербург»)
Метрологическое обслуживание квартирных водосчётчиков

(Ранее опубликовано:
Коммерческий учёт энергоносителей. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции /
Под ред. А. Г. Лупея — СПб.: Борей-Арт, 2003
)

 

В течение последних лет в Санкт-Петербурге активно устанавливаются счётчики холодной и горячей воды в квартирах. Стимулом для этого является не только повышение тарифов для населения на холодную и горячую воду, но и значительная экономия денег.

На сегодняшний день платежи за воду составляют почти половину квартплаты. В домах с централизованным горячим водоснабжением семья из трех человек должна заплатить за воду около 6000 рублей в год. Установка квартирных счётчиков воды позволяет уменьшить расходы в 1,5-2 раза. В городе появилось достаточно организаций, предлагающих свои услуги по установке водосчётчиков. Расходы по установке счётчиков окупаются за 8-12 месяцев.

Для удобства населения Распоряжением №6-р Комитета по содержанию жилищного фонда от 30 августа 2002 года введена новая форма платёжного документа счёта за жилье, коммунальные и эксплуатационные услуги, в которой предусмотрена запись показаний счётчиков воды.

Сведения о показаниях счётчиков передаются до 20 числа каждого месяца, причем показания могут передаваться по телефону. Таким образом, механизм установки водосчётчиков и оплаты счетов по их показаниям налажен. Но в процессе эксплуатации появились новые проблемы. Например, поверка водосчётчиков.

Счётчики воды в квартирах начали устанавливать с 1997-98 г.г. во вновь строящихся домах. Как известно, большинство квартирных счётчиков имеет межповерочный интервал 5 лет, поэтому пришло время их поверять. Строители закупали счётчики воды большими партиями, часто это были счётчики, которые долго пролежали на складе и не всегда сохранялись документы об их поверке.

Многие потребители начали пользоваться счётчиками, когда межповерочный интервал был на исходе или после истечения срока поверки, и поэтому у них возникает вопрос: надо ли поверять счётчики воды, которые не были в эксплуатации?

В соответствии с Правилами по метрологии ПР 50.2.006-94 п.2.5 водосчётчики, находящиеся в эксплуатации или на хранении, подлежат периодической поверке через определенные МПИ. В Тест-С.-Петербург имеется стационарная проливная весовая установка для поверки квартирных водосчётчиков. Для проведения поверки счётчик воды нужно демонтировать и доставить в Тест-С.-Петербург. Заменить его на время поверки можно гибкой подводкой. После поверки его вновь устанавливают в трубопровод, вызывают представителя ЖЭК для составления акта ввода в эксплуатацию и пользуются им до истечения МПИ.

Для проведения поверки водосчётчиков на месте эксплуатации Тест-С.Петербург приобретает переносную поверочную установку "Каскад-2П". Установка выполнена в виде чемодана и включает в себя гидравлический измерительный участок с комплектом гибкой подводки, измерительный контроллер, устройство формирования сигнала (оптоэлектронная головка) для эталонного и поверяемого счётчиков и карманный переносной компьютер.

При проведении поверки гидравлический измерительный участок, на котором установлены эталонные счётчики, с помощью гибкой подводки подключается к трубопроводу, на котором установлен поверяемый счетчик.

Регулировка расхода осуществляется при помощи шаровых кранов, установленных на измерительном участке. На эталонный счётчик устанавливается устройство формирования сигнала, а информация с поверяемого счётчика снимается либо с помощью аналогичного устройства, либо как последовательность электрических импульсов, либо визуально. Устройство формирования сигнала подключается к измерительному контроллеру.

Результаты измерения автоматизированы с помощью измерительного контроллера, работающего под управлением переносного компьютера, который позволяет сохранять результаты измерений в базе данных, а также распечатывать их на принтере.

Анализ результатов поверки квартирных водосчётчиков показал, что независимо от фирмы изготовителя брак по результатам поверки составляет около 30%. "Хороши" как импортные, так и отечественные водосчётчики.

Из общего числа представленных на поверку водосчётчиков 70% — это счётчики иностранных фирм или совместных предприятий. У большинства счётчиков по результатам поверки погрешность измерения превышает допустимые значения, гораздо реже счётчики бывают негерметичными или наблюдается останов счётного механизма.

Связано это с тем, что вода, протекающая через счётчик, достаточно грязная, и после нескольких лет эксплуатации внутренние поверхности и проходное отверстие водосчётчика покрывается ржавчиной и осадками. Чтобы реанимировать такой счётчик, требуется полная его разборка, очистка, промывка, регулировка, а затем сборка. Причем для сборки требуется заводское оборудование для опрессовки счётного механизма, т.к. регулировка осуществляется при снятом опрессовочном кольце.

В С.-Петербурге в эксплуатации находятся водосчётчики различных фирм, т.к. несколько лет назад в городе не было своих изготовителей квартирных водосчётчиков и, может быть, поэтому вопросы ремонта, замены и организации сервисного обслуживания для населения не решены.

Так, например, для многих жителей вызывает затруднение демонтаж водосчётчика для поверки и его монтаж на место после поверки. Удобно было бы жильцам на время поверки иметь водосчётчик из обменного фонда. Демонтированный счётчик, если его удастся отремонтировать и поверить, не обязательно возвращать на то же место. Лучше из таких счётчиков создавать обменный фонд для текущей замены, а вместо ремонта водосчётчиков может быть лучше производить их замену, т.к. отремонтировать квартирный счётчик стоит не дешевле, чем купить новый.

Кроме того, иногда засорение фильтров водосчётчиков в ряде случаев воспринимается как отказ водосчётчика, а на самом деле требуется лишь прочистка фильтра. Исходя из экономической целесообразности и интересов жителей при проведении поверки желательно проводить одновременную поверку двух счётчиков — и холодной и горячей воды, т.к. водосчётчики разных типов могут иметь разные межповерочные интервалы.

Выводы

  1. Эксплуатация квартирных водосчётчиков показала, что в большинстве случаев причиной их выхода из строя является не только некачественная водопроводная вода, но и сильно изношенные трубы. В некоторых домах, прежде чем устанавливать водосчётчики, требуется замена трубопроводов.
  2. Счётчики воды метрологически обеспечены, но для того, чтобы после установки водосчётчиков у жильцов не было лишней головной боли, необходимо организовать их сервисное обслуживание и обменный фонд.
  3. Поскольку установка водосчётчиков формирует у жителей стимулы к энергосбережению, то эта работа должна быть чётко организована в нашем городе в интересах каждого.

К списку статей

 

Сайт работает с 18 марта 2000 года
© Дмитрий Анисимов   anisimov@teplopunkt.ru