Школа ТеплопунктаКласс для начинающих


АЗБУКА УЧЕТА

Д. Л. Анисимов

Все мы давно привыкли к такому прибору, как электросчетчик. Мы знаем, где он устанавливается, знаем, как снимать с него показания, понимаем, что сам по себе он электроэнергию не экономит, но стимулирует нас делать это, выключая ненужные в данный момент лампочки. А вот счетчики воды и (особенно) тепла пока распространены не столь широко, и потому все, что связано с их выбором, монтажом и эксплуатацией, вызывает многочисленные вопросы. Цель цикла наших лекций по основам организации учета воды и тепла как раз в том и состоит, чтобы хотя бы на часть этих вопросов ответить.



Лекция 1. Общие сведения о проектировании, монтаже и эксплуатации узлов учета


Возьмем с места в карьер. Для учета воды служит водосчетчик, для учета тепла — теплосчетчик. Как те, так и другие бывают различных типов, могут иметь различное конструктивное исполнение, немного по-разному реализовывать свои функции. Поэтому приборам учета мы посвятим отдельную лекцию, пока же будем рассматривать их обобщенно. И сразу перейдем к вопросу о том, куда они устанавливаются.

Как правило, наши дома подключены к системе теплоснабжения и системе холодного водоснабжения (ХВС). Горячее водоснабжение (ГВС) связано с теплоснабжением — по-научному говоря, оно является одним из видов тепловой нагрузки.

Система теплоснабжения состоит из

  • источника теплоты, который «нагревает теплоноситель» (это, как правило, вода),
  • тепловых сетей, по которым нагретый теплоноситель транспортируется потребителям, а остывший — возвращается на источник,
  • систем теплопотребления.

Система теплопотребления — это те трубопроводы, теплообменники, радиаторы и прочее подобное оборудование, находящееся внутри нашего дома. К тепловой сети система теплопотребления подключена через подающий («подача») и обратный («обратка») трубопроводы; место такого подключения называются тепловым вводом. Именно на тепловом вводе и монтируется теплосчетчик. Теплосчетчик измеряет количество теплоносителя, проходящего через систему теплопотребления дома и разницу температур теплоносителя на «входе» и «выходе». На основе этих данных вычисляется потребленная домом тепловая энергия. Заметим, что, хоть это и редкость, но один дом может быть оборудован и несколькими тепловыми вводами: в этом случае для организации учета понадобится или несколько отдельных или один многоканальный теплосчетчик.

Теплосчетчик в узле учета тепловой энергии

Горячее водоснабжение (ГВС) дома может осуществляться непосредственно из системы теплоснабжения. Система в таком случае называется открытой, а вариантов организации горячего водоснабжения по большому счету два: тупиковое или с циркуляцией. В первом случае при закрытых кранах горячая вода «стоит» в трубах и неизбежно остывает. Во втором, как это следует из названия, вода постоянно циркулирует из подачи отопления в обратку, поэтому когда бы мы ни открыли кран в своей квартире, горячую воду получим сразу.


Открытые схемы теплоснабжения: с тупиковым (вверху) и с циркуляционным ГВС

Существуют и закрытые системы теплоснабжения. Теплоноситель из них не отбирается: поступив из сети в дом и, отдав здесь часть своего тепла, он «целиком» возвращается в сеть. При этом сетевой теплоноситель может либо непосредственно проходить по внутридомовым «стоякам» и радиаторам в квартирах (зависимое подключение системы теплопотребления), либо циркулировать через теплообменник в тепловом пункте дома (независимое подключение). Во втором случае внутридомовая система «отвязана» от сети и заполнена «своим» теплоносителем. Горячее водоснабжение в закрытых системах теплоснабжения организуется путем нагрева холодной воды в теплообменниках.

Закрытая система теплоснабжения

Холодная вода всегда подается в дом по отдельному трубопроводу, и на вводе ХВС устанавливается отдельный водосчетчик.

Водосчетчик

Учет тепла и учет холодной воды в большинстве случаев — процессы невзаимосвязанные. Ведь, как правило, за тепло и горячую воду вы платите одной организации (например, теплосети), за холодную воду — другой (например, водоканалу). Поэтому фактически в доме оборудуются два отдельных узла учета. Для удобства эксплуатации их данные можно вывести на один диспетчерский компьютер, но формировать и распечатывать отчеты все равно нужно будет раздельно.


Итак, куда устанавливать счетчики воды и тепла, понятно. Теперь нужно определиться с типами (марками) и «размерами» (условным проходом, Ду) приборов. Чтобы сделать это, целесообразно посетить своих поставщиков тепла и воды (тепловые сети и водоканал) и получить от них либо устные «пожелания», либо «Технические условия» на установку приборов учета. В технических условиях указываются параметры системы тепло- (водо-) снабжения, необходимые для правильного подбора приборов. Там же могут быть сформулированы и какие-либо дополнительные требования к ним. Разумеется, требовать что-либо, не предусмотренное действующим законодательством, тепло- и водоснабжающие организации не вправе, но если их рекомендации разумны и обоснованны, то прислушаться к ним стоит.


Когда технические условия получены и изучены, встает следующий вопрос: как, чьими силами осуществить подбор приборов, разработать проект, выполнить монтажные и пусконаладочные работы? Не будем оригинальны: любое дело лучше доверять профессионалам. Конечно, вы можете заказать проект в одном месте, приборы купить сами в другом и смонтировать их своими же силами: среди жильцов вашего дома могут оказаться и сварщик, и сантехник, или же просто умельцы на все руки. Но останется открытым вопрос ответственности и гарантий. Ни один производитель и ни один продавец не заменят вам «неработающий» прибор, если возникнут подозрения, что его неработоспособность — результат неумелых действий монтажников. А если при монтаже допущена такая ошибка, что узел не будет принят в эксплуатацию? Кто будет отвечать, и кто будет все переделывать, если монтажники будут «валить» на проектировщиков, а проектировщики спишут все на то, что «вы сами выбрали такие плохие приборы»? Пожалуй, узел учета лучше получать «из одних рук»: вы находите проектно-монтажную организацию, которая подбирает для вас оборудование, закупает его, разрабатывает и согласовывает в ресурсоснабжающей организации проект, выполняет монтаж, пусконаладку и обеспечивает сдачу узла в коммерческую эксплуатацию. Возможны и «промежуточные» варианты: например, проектно-монтажная организация подбирает для вас оборудование, которое вы закупаете (в точном соответствии со спецификацией) самостоятельно у производителя или его дилера; все остальное — как описано выше. Или: вы обращаетесь к производителю приборов, который в соответствии с техническими условиями подбирает для вас теплосчетчик и рекомендует «проверенную» проектно-монтажную организацию (свой сервисный центр) в вашем регионе. Важно, чтобы гарантии были «сквозными», т.е. ни у одного из участников работ по проектированию, комплектации и монтажу узла учета не было возможно списать все на «я вам говорил, а вы купили не то». Ведь узел учета — это не только приборы, но еще и запорная и регулирующая арматура, отводы-переходы, кабели, монтажные щиты и прочая важная «мелочь», от которой работоспособность узла зависит не в меньшей степени, чем от самих расходомеров и вычислителей. С учетом всего этого важность комплектных поставок оборудования и комплексных услуг по его монтажу и вводу в эксплуатацию еще более возрастает. Но, обращаясь по вопросам организации учета воды и тепла в какую-либо фирму, не стоит забывать и о старом добром принципе «доверяй, но проверяй». Вот почему мы не стали сводить данную статью к совету «обратитесь к специалистам и ни о чем не беспокойтесь». Мы считаем, что потребитель должен обладать некоторым объемом знаний и неким кругозором в вопросах учета воды и тепла. Он должен уметь оценивать предложения конкурирующих производителей и конкурирующих монтажных организаций, чтобы выбрать действительно рациональное решение. Всегда и в любой сфере деятельности заказчик и исполнитель преследуют каждый свои цели и имеют каждый свои интересы: чтобы найти баланс и обоим извлечь выгоду от сотрудничества, им необходимо разговаривать на одном языке.


А теперь вернемся к началу. Итак, вы решили установить в своем доме приборы учета воды и тепла. Вы разобрались с тем, сколько трубопроводов входит в дом, и кому вы оплачиваете приходящие по этим трубопроводам воду и теплоноситель. Вы обратились в эти ресурсоснабжающие организации и получили там технические условия на установку приборов учета. Вы узнали (из прессы, интернета, от знакомых и т.п.), какие проектно-монтажные организации работают в вашем районе (или регионе). Или вы нашли (опять же, через прессу или интернет) адреса известных производителей приборов учета, связались с ними и попросили порекомендовать фирмы, которые в ваших краях занимаются установкой и обслуживанием продукции этих производителей. Далее, вы посетили или обзвонили ряд таких проектно-монтажных организаций, четко и грамотно сформулировали им свои задачи и попросили предоставить вам их коммерческие предложения. Они предоставили — вы начинаете анализировать.

Прежде всего, стоит обратить внимание на комплектность поставок и объемы работ. Будет ли проект узла учета только разработан, а согласовывать его в снабжающей организации придется вам самим? И нужно ли будет что-либо доплачивать проектировщикам, если проект «не пройдет», и его нужно будет дорабатывать? Осуществит ли монтажная организация полную комплектацию узла, или же какие-то болты, гайки, трубы и кабель вам придется покупать самим за отдельные деньги? Участвуют ли монтажники при сдаче узла в эксплуатацию, и за чей счет будут производиться возможные доделки-переделки в случае несдачи? Какой гарантийный срок устанавливается на узел учета и на что именно распространяется гарантия? — только на приборы, только на монтаж (качество сварки и т.п.) или на все вместе? Предлагает ли монтажная организация бесплатное обслуживание узла, если да, то на какой период и какие работы входят в понятие «обслуживания»? Кстати, помимо гарантии монтажников «на узел» обязательно существует и гарантия производителя на сами приборы (вычислители, расходомеры, термопреобразователи), причем срок этой гарантии может составлять и два, и четыре года.


Сравнение всех этих аспектов позволит вам правильно оценить предложенную стоимость оборудования и работ. Кроме того, нужно будет учесть то, что многие монтажные организации предпочитают работать с какими-то конкретными типами приборов, а некоторые, наоборот, «всеядны». Поэтому оцените и сравните те водо- и теплосчетчики, которые вам предлагают поставить: о типах и критериях выбора приборов будет рассказано в нашей следующей статье. Возможно, от услуг какой-то фирмы вы откажетесь только потому, что вам обоснованно не нравится то оборудование, которое они предлагают. Или же вы сумеете убедить монтажников поставить не тот счетчик, который они хотели изначально; или, наоборот, они убедят вас, что вы были неправы в своих предпочтениях. Что касается стоимости узлов учета, то эти цифры очень сильно зависят от региона. А вот цены на оборудование нетрудно узнать, посетив сайты производителей и крупных дилеров, поэтому здесь мы останавливаться на этом вопросе не будем.

Но вот узел спроектирован, смонтирован, сдан: все хлопоты позади... но все ли? Неправильно думать, что после сдачи об узле учета можно забыть — зачем же он тогда вам нужен? Как минимум, нужно будет периодически снимать показания приборов, чтобы расчитываться по ним с поставщиками воды и тепла. Кроме того, эти показания можно использовать для анализа величин водо- и теплопотребления и для проведения мероприятий по разумному сокращению этих величин. Но это — тема отдельного разговора.

Показания приборов можно снимать «вручную», что дешевле, или при помощи компьютера, что удобнее. В любом случае, дело это вполне доступно даже неспециалистам. А вот техническое обслуживание узла учета — другое дело. Помимо относительно простых работ, таких как визуальный контроль целостности сварных и резьбовых соединений (отсутствие протечек), периодический контроль работоспособности запорной и регулирующей арматуры, чистка фильтров и т.п., обслуживание включает в себя контроль работоспособности приборов учета. Большинство современных теплосчетчиков имеют системы самодиагностики, и если прибор сигнализирует о какой-либо неисправности или нештатной ситуации, то специалист установит и устранит ее причины, а неспециалист... все равно вынужден будет вызывать специалиста. За отдельную плату, разумеется.


Помимо регулярного технического обслуживания раз в несколько лет приборы учета должны проходить метрологическую поверку. Обычно межповерочный интервал составляет 4 года. Для поверки приборы демонтируются и отправляются в аккредитованную метрологическую лабораторию (чаще всего это лаборатории при местных ЦСМ или НИИ метрологии). Следует иметь в виду, что для разных типов приборов утверждены свои методики поверки, т.е. требуется определенное оборудование, которого в местных лабораториях может просто не быть. В этом случае приборы придется отправлять в другой регион или к производителю. Поскольку поверка теплосчетчиков осуществляется в основном летом, когда отопление отключено и приборы, в общем-то, не нужны, то отправка «в дальние края» может вылиться только в большие денежные затраты, а с т.з. сроков вы ничего не проиграете. Поверка — мероприятие не гарантийное, поэтому платит за нее всегда потребитель. Отсюда следует, что вопрос о стоимости поверки следует прояснять еще при выборе приборов. Прибор с истекшим сроком очередной поверки к эксплуатации не допускается, поэтому если этот срок истекает, скажем, осенью, то поверку лучше выполнить заранее — летом, когда теплосчетчик не работает.

Проливная поверочная установка


Вот, собственно, и все, что мы хотели рассказать об установке и обслуживании приборов учета тепла и воды. В следующих лекциях этого цикла мы поговорим о типах и критериях выбора приборов учета, рассмотрим состав узлов учета воды и тепла, а также поговорим о поквартирном учете.