БИБЛИОТЕКА «ТЕПЛОПУНКТА»
Комплексная диспетчеризация объектов различного назначения
М. В. Галузов
(генеральный директор ООО «РеалТехноСервис», Москва)
Специально для сайта Теплопункт, 2005 год
В настоящее время со стороны, как теплоснабжающих организаций, так и потребителей все больше и больше внимания уделяется проблемам контроля и учета воды и тепла. Эти вопросы становятся актуальными как из-за постоянно растущих тарифов на тепло- водопотребление, так и из-за внутренних потребностей организаций-заказчиков знать действительное состояние дел, касающихся разбора воды и тепла.
До последнего времени ситуация с учетом носителей энергии оставалась сложной. Не было ни единой системы, обеспечивающей сбор данных и их отображение в едином формате, ни даже понимания, какими должны быть форматы представления данных. Производители приборов учета пытались по мере возможности влиять на ситуацию, но в целом положение дел оставалось прежним. Каждый интеллектуальный тепловодосчетчик имел свой закрытый протокол передачи данных, и было весьма сложно «увязать» в единую информационную сеть теплосчетчики различных производителей. Более того, у различных разработчиков были и различные подходы к вопросу, как передавать данные, сколько времени их хранить и т.п. Все эти факторы негативно влияли на состояние диспетчеризации, как в Москве, так и по России в целом. Обычно вся «диспетчеризация» сводилась к покупке так называемого «адаптера передачи данных», устройству, с помощью которого обходчик должен был раз в месяц считывать данные с теплосчетчиков. С расходомерами ситуация была еще сложнее. Если у теплосчетчиков как правило присутствует внешний интерфейс (чаще всего RS232), то самые распространенные приборы учета воды («вертушки») имеют обычно только импульсный выход. Дистанционно считать данные с таких приборов непросто.
Таким образом, несмотря на то, что уже давно наступил 21 век, ситуация с системами диспетчеризации в Москве остается сложной. Однако в 2002 году наконец-то появилась надежда на исправление такого положения дел. С середины года началось поэтапное внедрение новой измерительной системы коммерческого учета «ИНТЕК» (Сертификат об утверждении типа средств измерений RU.C.32.004.A № 14858). Эта система была разработана при участии ведущих специалистов в области теплотехники, систем водоучета и гидродинамики. Система представляет собой Программно-Аппаратный Информационно-Вычислительный Комплекс, способный решить большинство прикладных задач.
Описание системы
Принципиально всю систему можно разделить на две части. Первая отвечает за сбор данных с приборов учета. Специалистами фирмы «РеалТехноСервис» была разработана распределенная структура сбора информации с таких элементарных счетчиков. Количество импульсов, выданных счетчиком, преобразуется в величину потребленной энергии (м3, литры, КВт) и передается на центральный компьютер. Система функционирует в автономном режиме, и при отключении ПК информация с приборов учета не теряется. Кроме того, на данный момент система «ИНТЕК» поддерживает большую номенклатуру приборов учета воды и тепла. Количество поддерживаемых приборов постоянно растет. Система «ИНТЕК» формирует отчеты о потреблении энергоносителей за любой промежуток времени и производит самодиагностику аппаратуры.
Область применения системы «ИНТЕК» не ограничивается только тепло- и водоучетом. Вторая часть системы «ИНТЕК» — диспетчеризация различных промышленных объектов. Так, например, имеется большой опыт работ в области диспетчеризации газовых котельных. Система может быть настроена для решения любых задач АСУ ТП, обеспечивая полный контроль за технологическими процессами производств. Более того, программное обеспечение настраивается так, что кроме контроля технологических параметров контролируется также и работа обслуживающего персонала. Наличие кнопок дисциплинирующего контроля, определение присутствия оператора на рабочем месте, — все это идет лишь на пользу производству, снижая вероятность ошибки персонала.
Система «ИНТЕК» — гибкий и профессиональный инструмент для решения прикладных задач АСУ ТП.
Аппаратная реализация
Обычно самые большие проблемы у заказчика систем диспетчеризации возникают при аппаратной реализации. В качестве базовых средств среднего уровня автоматизации в системе «ИНТЕК» использованы высоконадежные контроллеры SCADAPack или DirectLOGIC, выбор который осуществляется исходя из условий эксплуатации. Эти контроллеры прекрасно зарекомендовали себя как высококачественные решения по приемлемым для потребителя ценам.
При организации передачи данных в системе «ИНТЕК» предусмотрено несколько вариантов. Так, например, возможно использование обычных каналов передачи данных (по проводным линиям связи). Однако в этом случае на реализацию системы накладываются некоторые ограничения, такие как длина линии (до 1200 метров без повторителей) и сложности по прокладке кабеля. В некоторых случаях «протянуть» кабель (обычно это витая пара 5 категории) от компьютера до прибора учета бывает проблематично. Поэтому система «ИНТЕК» предусматривает использование альтернативных каналов передачи данных, таких как ADSL, GSM, GPRS.
Применение технологии ADSL позволяет передавать данные по обычной телефонной линии МГТС. Более того, в этом случае нет необходимости в выделенном телефонном номере, а передача данных не мешает обычным разговорам абонентов.
Для особо сложных случаев использование системы «ИНТЕК» предусматривает применение GSM канала передачи данных на оборудовании мировых производителей (SonyEriccson, Wavecom). Этот подход — передача данных по GSM — хорош тем, что полностью снимает вопрос с прокладкой проводных линий связи. Однако обычно заказчика, которому предлагается использовать среду сотовой связи для сбора данных, волнует стоимость трафика, т.к. всем известно на собственном опыте, сколько стоит минута разговора по сотовому телефону. Однако будет неверно говорить, что использовать GSM для проектов телеметрии дорого. Опыт реализаций подобных систем показывает, что сбор данных с 500 абонентов требует за месяц примерно $1500 общих затрат (абонентская плата). Отдельно нужно обратить внимание на то, что данные доступны в любой точке страны, где есть покрытие сотовой сети принадлежащей тому оператору, через которого осуществляется передача данных. Таким образом, можно считывать данные с удаленных объектов, расположенных в глухом лесу, на отдельно стоящей буровой или на крыше высотного здания.
Что касается программной части измерительной системы «ИНТЕК», то необходимо отметить ее некоторые особенности:
- во-первых, все протоколы передачи данных являются открытыми. Кроме того, применяются протоколы, только хорошо зарекомендовавшие себя с точки зрения помехозащищенности и устойчивости к сбоям (MODBUS, ProfiBUS);
- во-вторых, все ПО специально разработано для создания подобных приложений. На базе программного продукта FactorySuite InTouch, который является базовым при разработке системы «ИНТЕК», построено более 70% проектов АСУ ТП в мире.
Система «ИНТЕК» развернута уже на многих объектах города Москвы и зарекомендовала себя как простая и надежная система коммерческого учета.
Система «ИНТЕК» полностью сертифицирована и рекомендована к применению Госстандартом РФ.
Фирма «РеалТехноСервис» прилагает максимум усилий для того, чтобы система «ИНТЕК» стала стандартом де-факто для решения задач диспетчеризации.