Главная  |   Учёба  |   Работа  |   Досуг

МАСТЕРСКАЯ «ТЕПЛОПУНКТА»

Аккумуляторный инструмент для работы в узлах учёта: личный опыт

Д. Л. Анисимов, 2022 год
Фото автора


Поделюсь опытом использования аккумуляторного инструмента при работе в узлах учёта.

В 2014 – 2015 годах мы «массово» монтировали новые узлы учёта тепловой энергии и воды в многоквартирных жилых домах. Один из видов работ при монтаже — прокладка кабелей связи от преобразователей к вычислителю. Кабель затягивается в гофрированную трубу, труба крепится к стенам или потолкам через клипсы. Под каждую клипсу нужно просверлить отверстие в кирпиче или бетоне. А расстояние от приборного щита до мест установки расходомеров и термопреобразователей на трубопроводах бывает довольно большим. А значит отверстий под клипсы нужно сверлить много, и в основном далеко от [единственной на весь подвал] розетки ~ 220 В.

И вот, намучившись с размоткой – смоткой – очисткой от грязи удлинителей, я задумался об аккумуляторном перфораторе.

Каких-то особых предпочтений по поводу той или иной марки инструмента у меня не было. Купил то, что на момент поиска предлагалось по приемлемой цене. Этим «тем» оказался перфоратор Makita DHR242 (18 В) в огромном кейсе, таившем в себе также два аккумулятора 3 Ач и зарядное устройство.

перфоратор Makita DHR242

За прошедшие с тех пор шесть лет этим перфоратором были просверлены сотни отверстий (как «на работе», так и дома). Использовался он и в качестве отбойного молотка, и в качестве миксера для перемешивания строительных смесей. Не буду расписывать здесь характеристики и достоинства этого инструмента — в интернете о нём достаточно текстов и видео. Также не буду утверждать, что «брать нужно именно эту макиту» — получилось бы глупо, ведь других аккумуляторных перфораторов у меня не было, а значит не с чем и сравнивать. Смысл моего рассказа в следующем: я на собственном опыте убедился, что аккумуляторный перфоратор для работы в узлах учёта (подвалах) — инструмент очень полезный и гораздо более удобный, чем перфоратор с сетевым электропитанием.

перфоратор Makita DHR242

А через какое-то время я задумался об аккумуляторной болгарке или, по-научному, УШМ — угловой шлифовальной машине. Дело в том, что при демонтаже расходомеров (в ремонт или поверку) порою сталкиваешься с намертво заржавевшими болтами и гайками. Попытки «размочить» их всевозможной химией или свернуть ключом на большом рычаге занимают много времени и не всегда заканчиваются удачей. К тому же, потом такие болты и гайки всё равно нужно менять на новые. Поэтому срезать — и быстрее, и проще, и не жалко. Я делал это обычной сетевой болгаркой, но необходимость таскать с собой удлинитель и каждый раз его разматывать – сматывать... выматывала.

Так как у меня уже был аккумуляторный перфоратор Makita, то и аккумуляторную болгарку я решил взять той же марки, под ту же «батарейку». Хотел найти в комплектации «без всего», но в одном известном интернет-магазине подвернулась Makita DGA504 под круги 125 мм в кейсе с зарядным устройством и аккумулятором практически по той же цене, по которой другие продавцы предлагали инструмент без этих аксессуаров. Её и взял, разумеется.

УШМ Makita DGA504

Как и в случае с перфоратором, жизнь сразу стала лучше и веселее. Не сказать, что срезать болты мне приходилось часто. Но болгарке нашлось применение и в домашних работах. Кстати, такой момент. Обороты двигателя аккумуляторных УШМ, как правило, ниже, чем у сетевых. Поэтому работать ими «не так страшно». Низкие обороты и хорошая эргономика (а моя Makita таковой отличается) позволяют работать инструментом одной рукой и в ограниченном пространстве. Не так давно мне нужно было «перепилить» в одном узле учёта кучу металлолома. Взял с собой сетевую болгарку, но ради интереса прихватил и аккумуляторную. В итоге ей всё и порезал, потому что удобней. Единственный минус — это время работы. Одного аккумулятора хватало, как я засёк, на 4 – 5 отрезов 89й трубы (использовались круги толщиной 1,2 мм). Время зарядки аккумулятора от полной «высадки» до 100% — около 50 минут. Но если заряжать на 3/4 и-или не высаживать до конца — тогда всего около получаса. Аккумуляторов у меня с собой было три, так что работать можно было почти непрерывно... но «оператор УШМ» тоже нуждается в отдыхе, да и порезанные трубы нужно оттаскивать, укладывать.

железо

А самым часто применяемым мною аккумуляторным инструментом стал тот, который был куплен случайно и без особых расчётов на что-либо. Дело в том, что «аккумуляторность» затягивает. Аккумуляторы и зарядные устройства стоят дорого, а сами инструменты — не очень. И возникает соблазн докупать их в «голых» комплектациях под уже имеющиеся батарейки — вдруг да пригодятся. Из таких соображений я и приобрёл гайковёрт Makita DTW190. Думал, два раза в год буду пользоваться им при смене колёс своего автомобиля. Однако после первого же пробного применения для демонтажа расходомера в узле учёта этот гайковёрт прочно прописался в моей сумке с инструментами.

гайковерт Makita DTW190

Отработав с ним один «поверочный сезон», я перестал понимать, как обходился без него раньше. Вместо множества движений трещоткой — один «вжик», причём без малейших физических усилий. Легко раскручивает даже очень тугие болты и гайки, хотя моя модель — не самая мощная (если не самая немощная) в макитовской линейке. Работать можно даже в очень неудобных положениях, что в узлах учёта обычное дело. Правда, полностью отказаться от рожковых ключей и трещоток гайковёрт не позволяет. Во-первых, иногда (очень редко) встречаются соединения, подлезть к которым с этим инструментом не получается. Проблему решил бы удлинитель с карданчиком, но я таким пока не обзавёлся. Во-вторых, и это главное, гайковёртом невозможно почувствовать и проконтролировать момент затяжки — последний доворот приходится делать ключом. Тем не менее, экономия времени и сил по сравнению с ручным инструментом — просто колоссальная.

гайковерт Makita DTW190

«Для дома, для семьи» гайковёрт тоже оказался весьма полезен. И не только при сезонной смене колёс. Закручивать саморезы в металл или, скажем, мощные глухари в брёвна гайковёртом в разы легче, чем шуруповёртом. Причина — в особенностях конструкции, но рассказывать о них здесь я не буду, потому что в интернете об этом всё уже рассказано.

 

К оглавлению

 

Сайт работает с 18 марта 2000 года
© Дмитрий Анисимов   anisimov@teplopunkt.ru